Предисловие к электронной версии Путеводителя

Архивно-рукописный отдел Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина является одним из уникальных хранилищ в России документальных памятников истории отечественного театра от XVIII века до наших дней.

В настоящее время здесь хранится около 200 тыс. единиц хранения. Все документы входят в состав личных, семейных фондов, архивных коллекций и собраний и характеризуют деятельность творческих коллективов театров, жизнь и творчество актеров, режиссеров, драматургов, композиторов, хореографов, историков театра, театральных художников и их окружение. Здесь можно найти авторские рукописи пьес и статей, режиссерские экземпляры пьес, режиссерские заметки, разработки, тексты игранных ролей с пометами актеров, письма, дневники, записные книжки, воспоминания, фотографии в жизни и в ролях, программы, афиши, личные документы, приветственные адреса, грамоты и др.

Рукописный отдел собирает и хранит документы по истории театра, а также проводит работу по их описанию, изучению и широкому использованию в экспозиционно-выставочной, культурно-просветительной и научно-исследовательской работе. Материалы собрания постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, используются в работе над книгами, монографиями, диссертациями, статьями, публикациями документов по самым разнообразным вопросам истории театра. В отделе постоянно работают театроведы, литературоведы, писатели, артисты, режиссеры, исследователи, приезжающие из разных городов России и зарубежных стран. Широко используются материалы фондов в кинодокументалистике, телевизионных фильмах, в различных авторских передачах телевидения.

Среди личных фондов основное место занимает фонд основателя музея А.А.Бахрушина и его сына, историка балетного театра Ю.А.Бахрушина. В документах фонда отражена история музея и история формирования его коллекций, общественная деятельность А.А.Бахрушина в Совете РТО, Введенском народном доме, Государственной Академии художественных наук и пр. Большую группу документов составляют письма к А.А.Бахрушину. Среди его корреспондентов: М.Н.Ермолова, Вл.И.Немирович-Данченко, Л.В.Собинов, К.С.Станиславский, Г.Н.Федотова, Ф.И.Шаляпин, А.И.Южин, А.А.Яблочкина и др.

В рукописном собрании хранятся отдельные документы первых русских актеров XVIII в., основателей русского профессионального театра братьев Ф.Г. и Г.Г.Волковых, П.А.Плавильщикова.

В музее находятся фонды актеров-корифеев русского театра XIX в. Среди материалов крупнейших деятелей Петербургского театра фонды В.Н.Асенковой, И.Ф.Горбунова, В.Н.Давыдова, братьев Каратыгиных, Е.П.Карпова, В.Ф.Комиссаржевской, А.Е.Мартынова, М.Г.Савиной, А.И.Шуберт и др.

Наиболее полно отражена история Московского Малого театра в документах фондов великих актеров и режиссеров: М.Н.Ермоловой, А.П.Ленского, П.С.Мочалова, О.А.Правдина, Г.Н.Федотовой, М.С.Щепкина, семей Бороздиных-Музиль-Рыжовых, Васильевых, Садовских и др. Значительную часть этих фондов составляют письма, дневники, записные книжки, воспоминания, тексты игранных ролей с пометами, режиссерские экземпляры пьес, приветственные адреса, афиши, программы и пр.

Большое место в рукописном собрании отдела занимают документы по истории частных театров, хранящиеся в фондах А.А.Бренко, С.И.Зимина, Ф.А.Корша, М.В.Лентовского, С.И.Мамонтова, П.М.Медведева, К.Н.Незлобина, Н.Н.Синельникова, Н.Н.Соловцова и др. По документам этих архивов можно проследить жизнь театров не только Москвы и Петербурга, но и провинциальных городов России, их репертуар и работы знаменитых актеров-гастролеров братьев Адельгейм, П.Н.Орленева и др.

Комплекс материалов по истории отечественной музыкальной культуры представлен документами М.А.Балакирева, А.Н.Верстовского, Е.В.Гельцер, М.И.Глинки, А.А.Горского, М.И.Петипа, Л.В.Собинова, Ф.И.Стравинского, П.И.Чайковского, Ф.И.Шаляпина и др. Небольшие по объему коллекции материалов композиторов представляют значительную ценность из-за хранящихся там нотных автографов великих русских композиторов. Полувековая история русской балетной сцены Петербурга отражена в документах замечательного балетмейстера П.И.Петипа, а в документах фонда балетмейстера А.А.Горского отражена история балетного искусства Московского Большого театра первой четверти XX столетия. В фондах Л.В.Собинова и Ф.И.Шаляпина хранятся документы о жизни и творческой деятельности этих замечательных певцов.

Среди фондов писателей, драматургов основное место занимает фонд А.Н.Островского, в составе которого хранятся некоторые рукописи его произведений, письма к нему Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова, Н.А.Римского-Корсакова, П.М. и М.П.Садовских, М.Е.Салтыкова-Щедрина, П.А.Стрепетовой, И.С.Тургенева и др. актеров и писателей.

В фонде А.П.Чехова хранится рукопись его пьесы-шутки "Юбилей" и цензурованные экземпляры пьес "Иванов" и "Юбилей".

В коллекции материалов, связанных с А.С.Грибоедовым, наряду с его автографами, имеется 50 экземпляров рукописных списков комедии "Горе от ума", широко ходивших по стране в XIX в.

В отделе хранятся также фонды русских драматургов, произведения которых занимали видное место в репертуаре театров конца XIX - начала XX вв., таких как П.П.Гнедич, В.А.Крылов, А.Ф.Крюковской, Н.И. и Н.Н.Куликовы, С.А.Найденов, И.В.Шпажинский и др.

История театрально-декорационного искусства представлена несколькими фондами художников-декораторов и машинистов сцены, в том числе М.И.Бочарова, Ф.К. и К.Ф.Вальцев, А.Я.Головина, К.А.Коровина, А.А.Роллера. (Произведения театральной живописи этих и других художников хранятся в декорационном отделе музея.)

В отделе есть фонды директоров императорских театров: И.А.Всеволожского, А.М. и С.А.Гедеоновых, Ф.Ф.Кокошкина и др. Особую ценность представляет фонд последнего директора императорских театров В.А.Теляковского. Помимо обширной переписки, он вел ежедневные дневниковые записи, которые стали подробной летописью театральной жизни Москвы и Петербурга рубежа XIX - XX веков.

Творческие судьбы крупнейших театральных деятелей - реформаторов сцены прослеживаются в документах фондов Е.Б.Вахтангова, Ф.Н.Каверина, К.А.Марджанова, В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, А.Я.Таирова и др.

В Рукописном отделе хранятся документы из фондов многих известных актеров недавнего прошлого, среди них О.Н.Андровская, М.Ф.Астангов, М.И.Бабанова, О.И.Даль, Д.В.Зеркалова, А.Г.Коонен, Е.П.Леонов, М.П.Максакова, Ц.Л.Мансурова, А.А.Миронов, Д.Н.Орлов, А.А.Орочко, А.Д.Папанов, И.М.Смоктуновский, Ю.В.Толубеев, Н.К.Черкасов, М.И.Царев и многие другие.

Наряду с личными фондами отдел рукописей хранит архивные собрания материалов из истории отдельных театров, студий, союзов, обществ и пр., а также собрания воспоминаний и дневников, писем и автографов, творческих автобиографий и анкет театральных деятелей, собрание материалов по истории фронтовых театров и бригад в годы Великой Отечественной войны.

Фонды отдела являются сложным, непрерывно пополняющимся комплексом ценнейших письменных источников. Стремясь сохранить материалы, отражающие живой театральный процесс современной сцены, музей приобретает архивы театральных деятелей не только прошлого, но и ныне живущих и продолжающих творческую работу.

Для того, чтобы иметь возможность быстро и легко ориентироваться во всем комплексе документальных материалов, в отделе создан научно-справочный аппарат, в состав которого входят архивные описи на каждый отдельный архивный фонд, список фондов, Генеральный алфавитно-предметный каталог, фондовый каталог и др. Одним из основных звеньев в этой системе должен стать справочник о фондах - "Путеводитель", подготовленный сотрудниками Рукописного отдела. Настоящий "Путеводитель" - первый опыт создания подобного справочника в музее.

"Путеводитель" представляет собой систематизированный перечень архивных фондов рукописного отдела и их характеристик. Описания фондов сгруппированы по двум основным разделам:

        1. личные фонды;
        2. архивные собрания и коллекции.

Все личные фонды даны в алфавитном порядке фамилий фондообразователей.

Характеристика каждого фонда включает название фонда, справочные данные о фонде, историческую справку и аннотацию документов фонда.

Название личного фонда выносится как заглавие на отдельную строку и состоит из фамилии и инициалов фондообразователя. Для фондов, образованных из материалов нескольких лиц, связанных творческой деятельностью, семейными или родовыми узами, названием являются фамилии и инициалы этих лиц. В название личной коллекции входит фамилия и инициалы коллекционера. Название архивного собрания отражает принцип его организации.

В справочные данные о фонде входят номер фонда, его объем, крайние даты документов данного фонда.

Отдельным абзацем после названия фонда дается историческая справка.

В историко-биографической справке на личный фонд указывается фамилия, имя, отчество фондообразователя или псевдоним, если фондообразователь более известен под ним (в скобках приводятся настоящая фамилия, имя, отчество), даты жизни, указание на характер творческой деятельности или основная профессия и краткие биографические сведения, а для семейных и родовых фондов - степень родственных отношений. Составителям "Путеводителя", на данном этапе работы, в некоторых случаях не удалось установить даты жизни фондообразователя. Работа эта будет продолжена в дальнейшем.

Аннотация документов является важнейшей частью характеристики, так как она несет основную информацию о составе и содержании документов фонда.

Группировка материалов в аннотациях на личный фонд соответствует принятой схеме систематизации их в фонде: материалы творческой деятельности фондообразователя, переписка, материалы к биографии, материалы о фондообразователе, материалы родственников и других лиц и др.

Каждой основной группе документов соответствует отдельный абзац в аннотации.

Первая группа - это материалы творческой деятельности фондообразователя. Сюда входят рукописи писателей, драматургов, критиков, искусствоведов, нотные рукописи композиторов, тексты ролей актеров, записи по работе над ролями, режиссерские экземпляры пьес, режиссерские заметки, разработки и пр.

Вторая группа документов - переписка: письма фондообразователя и письма к фондообразователю, причем общее количество писем фондообразователя или писем к нему указывается перед перечислением адресатов или корреспондентов. Фамилии корреспондентов и адресатов включены в аннотацию в алфавитном порядке выборочно, по степени их значимости. Стоящие после фамилий цифры указывают на количество писем, а в скобках - даты, к которым они относятся. В тех случаях, когда даты установлены приблизительно, они заключаются в квадратные скобки. При наличии одного письма цифра не ставится.

Второй раздел "Путеводителя" носит название "Архивные собрания и коллекции".

Описанные в "Путеводителе" четыре коллекции даны по алфавиту фамилий коллекционеров, а архивные собрания - в порядке возрастания номеров фондов.

В архивные собрания, которые хранятся в отделе рукописей, входят разрозненные документы из истории отдельных учреждений и общественных организаций: театров, студий, редакций газет и журналов, союзов, кружков, обществ и т.п. В исторической справке к фонду из истории учреждения или организации указываются даты их возникновения и ликвидации, изменения названий, ведомственной подчиненности и т.д.

В исторической справке к собраниям, организованным самим рукописным отделом, таким как "Собрание творческих анкет и автобиографий театральных деятелей", "Воспоминаний и дневников", "Собрание пьес", "Собрание ролей" и пр., указывается дата организации данного фонда.

В "Путеводителе" описаны фонды и отдельные документы ныне здравствующих лиц. По существующим правилам работы архивохранилищ эти материалы, за исключением уже опубликованных, могут быть выданы исследователям только с письменного разрешения этих лиц. Ограничение выдачи распространяется и на все материалы, подпадающие под действие закона об авторском праве наследников, а также на материалы, закрытые архивовладельцами при передаче на государственное хранение или самим музеем на какой-то определенный срок.

В целях обеспечения многоаспектного информационного поиска документов "Путеводитель" снабжен двумя указателями: фондовым и именным.

Фондовый указатель расположен в порядке номеров фондов, хранящихся в музее.

Указатель имен, встречающихся в тексте описаний фондов, расположен в алфавитном порядке со ссылкой на номера фондов. Фамилия фондообразователя и номер фонда, набранные жирным шрифтом, указывают, что данное лицо является фондообразователем этого фонда.

В конце "Путеводителя" дан список фондов, поступивших в Музей за последнее время и еще не прошедших необходимого научного описания.

Зав. архивно-рукописным отделом И.С.Преображенская

Путеводитель Указатель имен Фонд 688 Ссылки Главная страница

Хостинг от uCoz